Глобальные изменения климата на Земле, регулярная фиксация исторических максимумов летней температуры ставят перед человечеством задачу разработки различных систем, обеспечивающих защиту от нестерпимой жары. Одним из перспективных направлений является создание индивидуальных средств защиты, основанных на использовании терморегулирующих тканей, из которых можно производить стандартную одежду. Такое технологическое направление получило название - управление персональным теплом (РТМ).
Ученые из китайского Университета науки и техники Хуачжуна, находящегося в Ухани, разработали инновационную ткань Metafabric, при изготовлении которой используется нанопокрытие из наночастицы оксида титана (TiO2). Ткань покрыта тонким слоем политетрафторэтилена, способного отражать световое излучение в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.
Ученые из китайского Университета науки и техники Хуачжуна, находящегося в Ухани, разработали инновационную ткань Metafabric, при изготовлении которой используется нанопокрытие из наночастицы оксида титана (TiO2). Ткань покрыта тонким слоем политетрафторэтилена, способного отражать световое излучение в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.
Практические испытания продемонстрировали, что человеческое тело, защищенное Metafabric, может быть охлаждено приблизительно на 4,8°C больше, чем тело, покрытое стандартной хлопковой тканью.
Тестовое испытание проводилось в провинции Гуанчжоу в ясную солнечную погоду во временной промежуток от 11:00 до 15:00 часов дня. Ученые сравнили потенциал ткани Metafabric со стандартными тканями, используемыми в промышленности для производства одежды. В результате температура поверхности, защищенной Metafabric оказалась ниже, чем поверхности, защищенной хлопком - на 5°C, спандексом - на 6,8°C, шифоном - на 7,0°C, льном - на 5,8°C и натуральной кожей - на 10,2°C.
Параллельно проводился эксперимент с участием добровольца одетого в жилет, одна половина которого была покрыта Metafabric, а другая - хлопчатобумажной тканью. Тепловизор фиксировал температуру с наружной и внутренней стороны жилета. В результате снаружи разница температур составила 3,4°C, а на внутренней стороне - около 5°C.
При использовании ткани Metafabric для изготовления автомобильного чехла ученые зафиксировали снижение температуры кузова на 30°C по сравнению с машиной без защитного чехла.
Разработчики отмечают, что ткань Metafabric всего на 10% дороже аналогов и не требует больших капиталовложений при наладке производства. В настоящее время изучается вопрос изменений параметров Metafabric при окрашивании ее в различные цвета промышленными красителями. При наличии заинтересованных инвесторов производство ткани, защищающей от высокой температуры можно наладить на протяжении одного года.
Источник: sciencemag
Journal information