lukilukii (lukilukii) wrote,
lukilukii
lukilukii

Пассажиры «Титаника» из Российской империи

14 апреля 1912 года потерпел крушение роскошнейший лайнер начала века «Титаник». На его борту путешествовали по Атлантике 2208 человек, из которых спаслось всего 704. Среди пассажиров этого величественного судна были и выходцы из Российской империи. Разные архивные источники указывают неодинаковые данные – от шестнадцати до ста человек. В 102-ю годовщину трагического события поговорим об этих людях.

Пассажиры «Титаника» из Российской империи

Только газета «Минское слово» упоминает о 19 русских подданных, большая часть которых были евреями, отправившихся на заработки за океан. Среди погибших назывались Симон Литман, Зельман Злоковский, Симон Вайсман, Зелина Кантор, Лезли Гелинский, Насан Гольдшмидт, Иосиф Мурдлин, Вульф Спектор, Абрам Гермед, Самсон Абельсон, Самуил Гринберг, Зелина Кантор, Польнер Ушер, Абе Виллер и Иосиф Онтвила… Впоследствии в процессе очередной транскрипции телеграфного английского и газетно-корректорских интерпретаций фамилий изменилось их написание: Симон Литман был назван уже как Симон Ситман, Насан Гольдшмидт – как Натан Гольдшмидт, Самуил Гринберг – как Самуил Гиндберг, Иосиф Онтвила – как Иосиф Мантвила, как удалось потом установить, им оказался литовский ксендз Иосиф Монтовил из Ковно, ехавший как католический миссионер из Лондонa в Америку. Да, и никакой женщины под именем Зелина Кантор не числилось на «Титанике». Это пример неудачного перевода. Под Зелиной подразумевается Иешуа Кантор из Витебска, который путешествовал вторым классом вместе с женой, москвичкой Мириам Кантор. В ту ночь супруги расстались навсегда, Иешуа погиб. Его тело фигурировало в списках под номером 283.

Пассажиры «Титаника» из Российской империи
Погиб также бизнесмен из Гродно, владелец крупной мастерской готового платья Банивур.

К тем трагическим дням и восходит знаменитый анекдот:

– Сара, ты знаешь, кто «Титаник»?..
– ?
– Айсберг.
– Так и знала, что обвинят кого-то из наших!
Пассажиры «Титаника» из Российской империи

В списках фигурировала 27-летняя портниха Белла Муур с 6-летним сыном Мейером, ехавшая третьим классом в Америку к дяде. Они должны были отплыть на более дешевом пароходе компании «Уайт Стар», но из-за забастовки угольщиков все запасы топлива (как и пассажиры) были переданы «Титанику». Они были спасены и обосновались в Штатах. Среди пассажиров числился и торговец Арон Мозес Трупянский, плывший вторым классом. Погиб, тело его не было обнаружено. Погиб и 52-летний Самуэль Гринберг (билет второго класса), тело нашли. В списках есть имя Давида Лившина, 25-летнего ювелира из России, который основал часовой бизнес в Манчестере. Он купил билет под номером 374887, почему то на имя Авраама Хармера. К чему была эта конспирация – неизвестно. Возможно, ему не повезло перекупить билет с рук. Как и большинство пассажиров третьего класса, крушение он не пережил.

Пассажиры «Титаника» из Российской империи

А вот одесситке Анне Высоцкой повезло: она спаслась, в то время как ее муж Самуэль Абельсон погиб (они плыли вторым классом). Спаслась и 24-летняяя Жанна Драпкина (Драбкина?) из Могилева. Она так и осталась в Америке. Подданными русского царя были Роза Пинская из Варшавы и Лия Розен с сыном Фрэнком Филлипом (Лия родилась в Варшаве и была замужем за англичанином). Пинская была пассажиркой второго класса, а Розен — третьего. Обе спаслись. Еще одна пассажирка «Титаника» имела отношение к России (вернее, к Азербайджану). Дагмара Брайл была замужем за инженером Уно Абергомом, который работал у братьев Нобелей на нефтепромыслах в Баку, где они и жили до Октября 1917 г. Дагмара тоже спаслась. Среди выживших называют Берту Трембицкую, Лею Мур, Ганну Абельсон, Анну Гамалян, Давида Вардаряна.

Пассажиры «Титаника» из Российской империи
Каюта второго класса

В Ростовской области нашлись потомки «уругвайских» крестьян. После первых русских кровавых событий 1905 года тамошний лидер общины Павел Лубков задался целью перевести крестьян в Канаду или Уругвай. Канадское правительство отказало, а вот их южные соседи оказались более гостеприимны. Они развивали аграрный сектор и были заинтересованы в сельских тружениках, хорошо знакомых с земледелием и скотоводством. Лубков, заручившись обещаниями, без особых проблем получил в уругвайском департаменте наделы для колонистов, и туда потекли наши соотечественники.

Пассажиры «Титаника» из Российской империи
Газеты начала ХХ века

Жизнь на чужбине налаживалась, когда вдруг пришло известие о гибели «Титаника», на борту которого плыли, чтобы соединиться с семьями, Евгений Драпкин, Геннадий Слоковский, Михаил Марков, Филимон Мелкевук, Петр Найденов, Михаил Денков, Дмитрий Маринко, Константин Иванов, Ииван Минев, Назар Минков, Дмитрий Нанков, Александр Радев, Иван Станев, Тимофей Краев, Николай Малинов, Матвей Зотов, Евгений Перкин, Василий Плотошарский, Иван Мишин. Все они, добравшись до Франции, взяли билет на «Титаник». Некоторым удалось спастись, и они благополучно добрались до Америки. Но спустя 17 лет, стосковавшись по родине, вернулись в СССР и вскоре были расстреляны.

Пассажиры «Титаника» из Российской империи
Пассажиры «Титаника» из Российской империи
Билет на «Титаник»

Петербуржцев на «Титанике» оказалось трое. Двое из них по происхождению были англичанами, но уже давно обрусевшими. Артур Джи возглавлял шлиссельбургскую мануфактурную фабрику, в Питере прожил больше тридцати лет. Его путь лежал в Мексику, где он хотел развивать свой бизнес. Вторым был мистер Смит – коммивояжер, занимавшийся продажами американских и английских стальных изделий. В Петербурге он уже успел обзавестись семьей. Оба погибли.
Третий петербуржец, потомственный дворянин Михаил Михайлович Жадовский, мог спастись, но свое место в шлюпке благородно уступил француженке. Русскому офицеру на момент путешествия было 68 лет.

Пассажиры «Титаника» из Российской империи
За плечами у него участия в сражениях Русско-турецкой войны, престижные ордена и почести. Выйдя в 1888-м в отставку в звании гвардии капитана, через три года поступил на службу земским начальником 5-го участка Лаишевского уезда Казанской губернии. В начале ХХ века Жадовского обвинили в должностном мошенничестве, был разжалован, лишен всех прав, преимуществ и наград и осужден на 4 года тюрьмы. Оказавшись в стесненных материальных условиях, он искал лучшей доли за границей, тем более что у него была семья и четыре сына. Как он попал во Францию, история умалчивает, но каким-то образом судьба свела его с одним из директоров компании «Уайт Стар Лайн», порекомендовавшим Жадовского на должность кассира «Титаника». Причем в официальных документах он был записан под чужой фамилией. Во время кораблекрушения Жадовский имел полное право, захватив кассу и документы, сесть в лодку и спастись. Уже стоя у борта, он отдал деньги боцману, занявшему место в шлюпке, и сказал: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет, и жить все равно осталось немного, а деньги и без меня будут доставлены по назначению». Свое место он уступил француженке Жозефине де Латур.

В этой страшной трагедии выжил и инженер Герман Регастик, поданный Российской империи, проведший в ледяной воде 10,5 часов и подобранный английским судном. Повезло и удалому горцу Мурзакану Кучиеву.

Пассажиры «Титаника» из Российской империи

Он был пассажиром третьего класса, т.е. тем, кому уготовано было погибнуть. 24-летний казак с Северного Кaвкaзa подался в Америку на заработки. В Сaутгемптоне купил билет третьего класса на «Титaник». В пути его настигла морская болезнь. Выскочив на палубу вдохнуть свежего воздуха, он увидел в нескольких метрах от себя надвигающуюся ледяную гору. В числе многих пассажиров он получил спасательный жилет. Оказавшись в воде, Мурзакан поплыл в сторону от местa крушения «Титаника». Его, полуживого, держащегося за стул, подобрaлa шлюпкa. Очнулся на борту «Кaрпaтии», направлявшейся в Нью-Йорк, где в портовом госпитале он получил квалифицированную медицинскую помощь.

Пассажиры «Титаника» из Российской империи
Спасенные на борту «Кaрпaтии»

Несмотря на то что судьба благоволила Мурзакану, дальнейшая жизнь его сложилась неудачно. Проработав пару лет на лесозаготовках и получив хорошие деньги, решил вернуться на родину. И все вроде бы складывалось удачно: он построил дом, женился, обзавелся хозяйством. Но лихолетье Первой мировой и Гражданской войн подорвали здоровье, а единоличный образ жизни подвел под арест. В годы коллективизации попал под рaскулaчивaние и был сослaн с семьей в Сибирь. По дороге в ссылку его беременная жена умерла во время родов, а двое маленьких детей отправлены в детский дом. Но джигит Мурзакан был не робкого десятка. Бежав из ссылки, он выкрал Аню и Витю из детского дома и вернулся в родное село. Следующая волна репрессий настигла его в 1937-м, теперь уже навсегда. Мурзакана Кучиева отправили в его последнюю ссылку, на Дальний Восток, где он и умер.

Subscribe
promo nemihail 13:00, yesterday 258
Buy for 40 tokens
Когда происходит смена власти или развал страны, действует только одно правило... Фото: Яндекс Картинки Во время развала или революции никого не щадят и никого не жалеют, а банальные провокации можно легко спутать с идеологической или национальной травлей. Мы с вами прямо сейчас становимся…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments